Приемы архитектурного освещения прошлого

На протяжении долгого времени человечеству было доступно лишь два источника света – небесное светило и «прирученный» огонь. Естественный свет наиболее комфортен для наших глаз, поскольку именно к нему миллионы лет адаптировались зрение и восприятие. Впрочем, рассчитывать на солнце можно было только днем, посему в ночи люди освещали пространство кострами, факелами, свечами, а позже – керосиновыми лампами. К слову, многие произведения искусства, созданные в таком освещении, «раскрываются» при разглядывании в тусклом мягком свете.

Поскольку альтернатив солнцу да огню не находилось, людям пришлось совершенствовать навыки использования их в своих целях.

Начнем с применения дневного света. Разумеется, здесь не свет подгонялся под архитектуру, а архитектура под свет. Конструкция зданий беспрестанно менялась для лучшей игры солнечных лучей. Габариты комнат, окон, устройство вентиляции также диктовались факторами среды. Мало кто знает, что становление стилей, сегодня привычных, шло под влиянием климатических условий в каждой точке земного шара. Например, в холодных и пасмурных регионах можно наблюдать высокие строения с огромными окнами, чтобы захватывать больше солнечных лучей. Конечно, в местности с агрессивным палящим солнцем Вы такого не увидите из-за возможного перегрева поверхностей, лишних теней и отвлекающих бликов. Там все с точностью до наоборот. Поскольку света в избытке, оконца маленькие и низко посаженные. Соответственно, внутрь проникают не лучи, а отраженное рассеянное сияние, которое и создает комфортную атмосферу.

Однако люди во все времена хотели добиваться не только ясной картинки, но и эстетики, правильного психологического посыла. Да, достигать этого получалось задолго до появления разномастных электрических лампочек на любой вкус и цвет. Для создания объема и глубины, велась работа с элементами декора помещений. Барельефы, карнизы, колонны становились трехмерными при попадании на контуры направленного света. Если свет был слабым и рассеянным, линии приходилось делать более четкими и выраженными, только тогда текстура становилось явной и справлялась с задачей.

Теперь поговорим о психологическом аспекте. Отличный пример – древние египетские храмы. Свет там, как правило, неравномерный – он подчеркивает колоннады, на фоне которых особенно ярко и весомо смотрится мрачноватое изображение богов. Иногда сооружения подобны астрономическим часам. То есть, разные световые эффекты видимы в разные сезоны года или определенные периоды.

Впрочем, очень скоро сплошных солнечных бликов стало не хватать. На помощь пришли примитивные искусственные источники света. Как уже было сказано, все началось с костра, который и грел, и светил, и еду разогревал. Для локального освещения поджигали сухие ветки. В ходе наблюдения за горением разных пород древесины, было установлено, что особенно хороши смолистые образцы. Увы, тления деревянных брусков для яркого света не хватало, поэтому постепенно перешли на дополнительные материалы. Венцом человеческой мысли в области применения горючих веществ стали масляные лампы и свечи.

Масляная лампа была настоящим прорывом. Она меняла формы и размеры (стандартный светильник, люстра, бра), но принцип работы долгое время оставался неизменным.

Сегодня те же свечи извлекаются из самых дальних ящиков только в случае отключения электричества. Но не будем забывать, что эти простейшие приспособления стали ступенькой на длинном пути развития светотехники.